Rambler's Top100

№ 263 - 264
30 октября - 12 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Алкогольная смертность и токсичность алкогольных напитков

Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России

Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 годов

Норвегия: вождение в нетрезвом виде в 90-е годы

Алкогольная ситуация в России ухудшается: женщины догоняют мужчин


Google
Web demoscope.ru

Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 годов

Элин Бай1
(Опубликовано в сборнике: Алкогольная политика в России и Норвегии. Москва - Осло, 2000)

Уровень продаж алкоголя в Норвегии

Общее количество продаж алкоголя в Норвегии - самое низкое в Европе. Уровень продаж на каждого жителя - как вина, так и пива - в Норвегии намного ниже, чем во многих других европейских странах. На рис. 1 представлена подробная информация относительно уровня продажи спиртных напитков в Норвегии за период 1980-2000 годов. Отмечается падение уровня продажи крепких спиртных напитков, вина и пива. Видно, что уровень продаж крепких спиртных напитков заметно снизился с 1980 года, в то время как уровень продаж вина увеличился.

Рисунок 1. Ежегодный уровень продаж алкоголя в Норвегии за 1980-2000 годы

С 1992 года уровень продаж алкоголя на взрослого жителя был самым низким по сравнению с любым другим временем, начиная с 1851 года, когда начался сбор статистических данных, кроме тех лет, когда действовал запрет на алкоголь, и в течение 1942 года во время второй мировой войны. Впервые, начиная с периода запрещения, уровень продажи вина, рассчитанный в литрах чистого алкоголя на взрослого жителя, был выше, чем уровень продаж алкоголя, в 1995 году. Уровень продаж пива также повысился почти сразу же после второй мировой войны и оставался таким вплоть до середины 70-х годов. Тогда этот уровень сгладился и оставался довольно стабильным в течение 80-х и 90-ых годов. Однако последние два-три года свидетельствуют о тенденции к увеличению уровня продаж алкоголя и пива.

В дополнение к алкогольным напиткам, которые включены в статистические данные, также употребляется значительное количество незарегистрированного алкоголя. В Норвегии считается, что объем нерегистрируемого потребления алкоголя значительно больше и, возможно, составляет 25-30% от общего уровня его потребления. Контрабанда вин и алкоголя, домашняя перегонка, домашнее производство вина, как и довольно большой объем туристического импорта - это наиболее важные источники нерегистрируемого алкоголя.

Характер потребления алкоголя в Норвегии

Таким образом, показатели зарегистрированных продаж, их изменения, которые мы наблюдаем, в действительности не всегда являются отражением реальных изменений уровня потребления алкоголя. Пытаясь получать реальную картину изменений в суммарном потреблении алкоголя, Норвежский научно-исследовательский институт по проблемам наркологии (SIRUS) провел ряд исследований, в которых репрезентативная выборка норвежцев была обследована методом анкетирования. В 1973 году были предприняты шаги с целью оценить, сколько норвежцы потребляют различных видов алкогольных напитков.

Рис. 2 показывает, что картина остается такой же, когда мы смотрим на данные, полученные в ходе исследований. Общее потребление пива и вина увеличилось, а потребление крепких напитков снизилось.

Рисунок 2. Структура общего потребления алкоголя

Согласно результатам анкетирования, крепкие напитки в 1973 году составляли 48% от общего уровня потребления алкоголя; в 1999 году они составляли 29%. Доля вина в общем уровне потребления алкоголя увеличилась с 39% до 43%.

Паттерн потребления алкоголя в Норвегии

Статистика продажи не дает сведений о количестве пьющих людей, о том, что именно они пьют, как часто или сколько они пьют. Паттерн потребления алкоголя в целом описывается, принимая во внимание следующие факторы: во-первых, это доля населения, которая пьет, и, во-вторых, формы употребления алкоголя. Этот последний аспект включает в себя попытку установить, какие спиртные напитки употребляют люди, частоту, с которой они пьют, количество выпитого и когда оно было употреблено. Описания паттерна потребления говорят немного, однако они могут сказать, почему паттерн такой, а не другой. Для полного решения этой задачи, требуются другие виды исследований, нежели чистые описания того, как люди пьют. Об изменениях, произошедших в норвежском паттерне потребления спиртных напитков, свидетельствуют результаты исследований, основанных на данных интервью 1973-1999 годов.
Идеал полного воздержания традиционно был широко представлен в норвежском обществе. Это обстоятельство было особенно влиятельно в течение первых двух десятилетий 1900-х годов.

Ослабление этого идеала умеренности может быть ясно увидено по изменению числа пьющих, начиная с 1973 года до настоящего времени, как показано на рис. 3. В то же время 17% всех взрослых норвежцев заявили, что они не прикасались к алкоголю в 1973 году, этот процент упал до 11% в 1999 году.

Рисунок 3. Процент воздержаний в 1973-1999 гг.

В период до 1973 года сокращение числа трезвенников распределялись более или менее одинаково среди женщин и мужчин. После 1973 года изменение пропорции пьющих мужчин было незначительным. Приблизительно 10% мужчин последовательно ежегодно заявляют, что они не прикасались к алкоголю в прошлом году. В отношении женщин, однако, процент трезвенников продолжал снижаться от 23% в 1973 году до 13% в 1999 году. Исследования показывают, что фактически женщины в равной мере употребляют алкоголь, как мужчины.

Все же пропорция трезвенников, вероятно, не самая интересная особенность в анализе паттерна потребления алкоголя населением. Было бы более интригующим, увидеть, как именно пьют те, кто употребляют алкоголь. Кроме того, интересно знать, что большинство людей связывают с термином "паттерн употребления алкоголя". Воздержанность в большей степени связана с культуральными и историческими факторами, чем с формами выпивки. Из проблем, следующих из этого положения, я сконцентрируюсь на пьющих людях.

Крепкие спиртные напитки

Табл. 1 дает представление об исторических вариациях потребления крепких спиртных напитков.

Таблица 1. Паттерн употребления крепких спиртных напитков

 

1973

1979

1986

1991

1994

1999

Процент потребителей крепких спиртных напитков от общего числа потребителей

89

88

88

81

84

81

Потребители крепких напитков:

Число эпизодов за год

26

25

23

19

21

20

Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)

53

66

62

61

58

56

Количество тяжело пьющих:

Процент от общего числа потребителей крепких напитков

43

33

31

29

28

25

Число эпизодов значительного потребления за год

4

7

7

12

7

7

Тяжело пьющие: лица, потребляющие по крайней мере полбутылки крепких спиртных напитков за эпизод (эпизод значительного потребления).

Кажется, что причина снижения уровня потребления крепких спиртных напитков заключается в том, что процент лиц, употребляющих крепкие спиртные напитки, снизился, и что те, кто пьют крепкие спиртные напитки, пьют менее часто и в меньших количествах, чем это было общепринято в конце семидесятых годов. Сегодня пьющие заявляют, что они пьют крепкие спиртные напитки в среднем каждую третью неделю, и объем потребления в течение одной выпивки в 1999 году было на 22% меньше чем, наблюдалось двадцать лет тому назад. Мы также видим, что меньшее количество спиртного выпивается и меньшее число пьющих крепкие спиртные напитки выпили полностью половину бутылки такого напитка в течение одного "сеанса". Те, кто потребляли именно так, потребляют теперь так же, но менее часто, чем прежде.

Если мы разобьем рисунки по полу и возрасту, то тенденции окажутся в общем такие же, что и во всех группах. Мужчины употребляют крепкие спиртные напитки больше, чем женщины, и они употребляют крепкие спиртные напитки более часто, чем женщины (рис. 4).

Рисунок 4. Процент мужчин и женщин, которые сообщили, что употребляли крепкие спиртные напитки за последние 12 месяцев (% от числа пьющих)

Пиво

Обращаясь к паттерну потребления пива, укажем, что данные СИРУСа говорят, что пропорция потребителей пива остается относительно стабильной, начиная с 1973 года по настоящее время (табл. 2).

Таблица 2. Паттерн употребления пива

 

1973

1979

1986

1991

1994

1999

Процент потребителей пива от общего числа потребителей

87

87

86

87

90

86

Потребители пива:

Число эпизодов за год

44

41

34

34

39

38

Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)

25

31

35

40

42

41

Количество тяжело пьющих:

Процент от общего числа потребителей пива

29

23

25

30

34

35

Число эпизодов значительного потребления за год

10

12

11

16

17

15

Тяжело пьющие: лица, потребляющие 6 раз по полбутылки за эпизод (эпизод значительного потребления).

Число эпизодов выпивки в год, однако, существенным уменьшилось - от 44% до 38% - за этот период. Количество потребления за эпизод, уровень потребления в девяностые годы был существенно выше чем, в семидесятые и восьмидесятые годы.

Больший процент потребителей пива, кроме того, что они выпивают 2 литра пива или больше за один эпизод, говорит, что они делают это более часто, чем в семидесятых и восьмидесятых годах.

Мы находим существенное различие между числом пьющих и частотой, с которой мужчины и женщины, как они говорят, пьют пиво. Больше мужчин, чем женщин, пьют пиво, и мужчины пьют пиво более часто, чем женщины (рис. 5).

Рисунок 5. Процент мужчин и женщин, которые сообщили, что они употребляли пиво за последние 12 месяцев (% от потребителей)

Вино

В отношении вина, как мы видим из таблицы 3, как и ожидалось, показатели указывают на устойчивый рост. Число мужчин, которые пьют вино, выросло; мужчины, пьющие вино, потребляют его более часто, чем прежде; и наблюдается тенденция пить больше в каждый прием.

Число мужчин, которые пьют вино и выпивают целую бутылку или больше за один прием, также устойчиво растет. Это, однако, относительно редкое явление.

Таблица 3. Паттерн употребления вина

 

1973

1979

1986

1991

1994

1999

Процент потребителей вина от общего числа потребителей

78

82

85

84

88

90

Потребители вина:

Число эпизодов за год

17

19

21

18

24

28

Количество выпитого за эпизод (мл чистого алкоголя)

28

34

38

43

39

38

Количество тяжело пьющих:

Процент от общего числа потребителей вина

24

22

32

30

34

34

Число эпизодов значительного потребления за год

3

4

5

9

6

6

Тяжело пьющие: лица, потребляющие, по крайней мере, одну бутылку вина за эпизод (эпизод значительного потребления).

Отмечается такой аспект потребления вина, говорящий о том, что женщины и мужчины пьют вино аналогичным образом.

Рис. 6 показывает, что так же обычно для женщин пить вино, как и для мужчин; женщины пьют вино так же часто, как их мужского пола коллеги; но они не пьют так много за один прием, как это делают мужчины. Это не типично для женщин выпить целую бутылку или больше за один прием; но когда женщины выпивают целую бутылку или больше они это делают так же часто, как и мужчины. Все же потребление вина женщинами отличается от потребления ими пива и крепких спиртных напитков, которые являются типичным для мужчин.

Рисунок 6. Доля мужчин и женщин, которые сообщили, что они употребляли вино за последние 12 месяцев (% от потребителей)

Заключение

На основании данного сообщения относительно картины потребления норвежцами пива, вина и крепких спиртных напитков с 1973 года по настоящее время мы можем сделать следующие заключения.

Уровень регистрируемой продажи алкоголя на каждого пьющего сегодня не стал больше, чем двадцать пять лет тому назад. Тем не менее, если мы добавим нерегистрируемое потребление, то суммарное потребление алкоголя увеличилось на 10 20%, что является, однако, приблизительной оценкой.

Большая доля населения сегодня пьет вино, чем это имело место двадцать пять лет назад, в то время, как число лиц, употребляющих пиво и крепкие спиртные напитки, осталось более или менее постоянными. Воздержание от алкоголя стало более редким и менее обычным.

За исключением самых молодых возрастных групп, мужчины пьют крепкие спиртные напитки чаще, чем прежде. Но когда они пьют крепкие спиртные напитки, они, кажется, не пьют их столько, сколько пили раньше.

Мужчины пьют пиво так же часто, как и прежде; но когда они пьют, они пьют большее количество за один прием, чем двадцать пять лет назад. Пиво - любимый алкогольный напиток молодежи.

За исключением самых молодых возрастных групп, мужчины пьют вино более часто, и большее его количество каждый раз. Потребление вина увеличилось особенно среди женщин, и вино теперь - женский напиток выбора.

Наш анализ периода времени с 1973 по 1999 год показывает, что привычки потребления алкоголя норвежских мужчин и женщин остались замечательно постоянными, за исключением двух аспектов. Во-первых, число лиц, употребляющих алкоголь, вырастает прогрессивно. Это особенно относится к норвежским женщинам: не во многих странах имеется меньшее количество непьющих женщин, чем в Норвегии.

Во-вторых, произошли изменения в отношении того, что именно мы пьем. Проще говоря, мы могли бы сказать, что в ряде случаев, когда ранее мы употребляли крепкие спиртные напитки, мы теперь вместо этого пьем вино.

Третья причина роста популярности вина заключается в увеличенном спросе со стороны женщин алкогольных напитков в целом. Вино в Норвегии традиционно было напитком предпочтения женщин. Увеличение числа пьющих женщин закончилось дополнительным ростом общего потребления вина.

Но кроме снижения числа трезвенников и того факта, что стало все более и более обычным пить вино и обычным пить крепкие спиртные напитки, норвежские женщины и мужчины выпивают точно так же, как и раньше: в уикэнды и общественные праздники, часто без закуски и, в общем, слишком много.


1 - (Elin Bye). Научно-исследовательский институт наркологии (СИРУС), Норвегия.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.